Христианская Церковь Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения

 

Новогодняя елка, чего его еще больше ждут дети в году? Яркие огни, красивые гирлянды, хвойный аромат, много подарков, но что еще приносит в наш дом новогодняя елка? Кто ее придумал7 в честь чего или кого? И какой смысл во всем этом?

 

КОГДА РОДИЛАСЬ НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧКА

Всё на свете имеет свою историю, есть история и у новогодней ёлки. История давняя, богатая событиями и разного рода прев­ращениями. Начало её восходит к тем от­далённым временам, когда наши предки, одушевляя природу, испытывали особое суеверное отношение и к деревьям. Их по­читали и побаивались, считая, что в ветвях и листьях деревьев нашли приют ду­ши могущественных предков, существ сколь милостивых, столь и злобных. С ни­ми следовало ладить. Общий обрядовый пир, общий праздник с духами, а потом и с богами в представлении людей был тем наивернейшим способом, каким можно умилостивить гнев, добиться помощи в пов­седневных делах и заботах.

И хотя у разных народов эта дата отмечалась в разное вре­мя, общей для всех оставалась попытка магического воздействия на природу с по­мощью ритуальных колдовских обрядов. Они распространялись и на деревья, как на олицетворение плодоносящей силы. С тех времен жители Вьетнама, например, сохранили обычай дарить в новогоднюю ночь расцветшие веточки персикового дерева, маленькие мандариновые деревца. У японцев в этом качестве выступали связки бамбука, ветви ели.

Ёлка была почитаемым, священным деревом у германских племен. Должно быть, поражала она воображение тем, что с зе­лёным нарядом не расставалась и зимой. Праздничные ублаготворения духов ели приходились на конец декабря — начало января.

Напоминая духам, чего ждут от них, на священное дерево люди навешивали продукты, шкуры зверей, фигурки полез­ных в домашнем хозяйстве животных. Священную ель опоясывали магическим кругом костров — огонь вообще играл видную роль в праздновании нарождающегося солнца,— люди пели, плясали, выкрикивали заклинания… Потом дерево сжигали, золу от него, тоже почитавшуюся священной, берегли до весны и разбрасывали на поля.

Постепенно праздник из общественного стал домашним, семейным, ёлку приносили в дом и украшали здесь. Менялся и смысл некогда магического обряда воздействия на природу. Свои поправки в этот процесс перемен внесла христианская религия. Богословы совместили праздник рождества Христа со временем поклонения языческому божеству нарождающегося Солнца. Есть даже точная дата переноса праздника — 354 год, именно тогда римская церковь ввела его в свой календарь.

Обращённые в христианство германцы не расстались с языческим священным деревом, хотя оно не имело никакого отношения к рождественским евангельским мифам. Теперь оно получило название «христова дерева», ёлочные украшения - подарки истолковали как дары, принесённые, по евангельской легенде, новорождённому Христу, а венчающую ёлку звезду уподобили евангельской же Вифлеемской звезде.

На Руси обычай украшать ёлку получил распространение в XVIII веке. По указу Петра I, вернувшегося из заграничных путешествий, началом года повелевалось считать не 1 сентября, как было до этого, а 1 января, как во всех европейских странах. Первые торжества в Москве по случаю празднования нового, 1700 года запомнились надолго. Любитель фейерверков, царь сам зажег первую ракету. Звенели колокола, стреляли пушки, в тёмном небе вспыхивали разноцветные огни… Яркие отблески от костров, от горящих смоляных бочек ложились на снег — указ предписывал поддерживать огонь в течение недели.

В этот день, тоже по царскому указу дома в Москве украсились еловыми, сосновыми, можжевеловыми ветками. «Люди скудные» и то обязаны были пометить зелёной веткой ворота или свой домишко. Праздник праздником, но сколько ёлок вырубали ради этих дней!

СТАТЬЯ ВЗЯТА ИЗ СОВЕТСКОГО ЖУРНАЛА «ЗДОРОВЬЕ»

Скачать исследование (DOC)