Христианская Церковь Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения

 

Благодать на благодать

Когда Христос наставлял учеников в отношении молитвы, Он учил обращаться к Богу, как к Отцу. Матф.6:9.

"Он готов приветствовать нас, как членов Своего семейства, и, позволяя нам обращаться к Нему со словами «Отче наш», дает нам заверение о нашем родстве с Ним… Подумайте только, что это значит!… Он заботиться о нас, и Его благодать постоянно удовлетворяет наши нужды и потребности". Нагорная проповедь. – С.71.

Бог "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матф.5:45).

Он "не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши", говорили Варнава и Павел язычникам (Деян.14:17).

И, воистину, "все, чем мы владеем, каждый солнечный луч, каждая капля дождя, каждый кусок хлеба, каждый миг нашей жизни, — все является даром Его любви". Нагорная проповедь. – С.52.

Но помимо общих благодеяний, посылаемых для всех людей, Господь имеет еще две особо важных благодати, которые также предлагаются людям. Какие?

В Евангелии от Иоанна написано:

"И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан.1:16, 17).

Четко и ясно написано о двух благодатях, данных Господом всем нам, людям. Одна благодать — десятисловный нравственный закон, регулирующий жизнь человечества, вторая же благодать — искупительная жертва Иисуса Христа, "ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16).

При этом особенно важно отметить, что вторая благодать дана не для того, чтобы отменить первую, а чтобы дополнить: "благодать на благодать". В переводе с греческого: "мы все получили одну благодать за другой".

Важно и то, что эти две благодати входят в полноту Божью. Они вместе неразрывно связаны, истекают из единого источника — полноты Божьей, ибо как писал Иаков: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17). Ссылаться только на одну из благодатей означает лишаться Божьей полноты.

Слово "благодать" означает "давать благо", т.е. давать доброе.

Нам необходимо доказать на основании Священного Писания и иметь ясное понятие о том, что, помимо жертвы Христа для блага человечества, закон дан Богом также для блага человека. Если мы, кроме разбираемого текста Иоан.1:16-17, найдем в Слове дополнительные упоминания о законе, как данном для блага, как доброе дело, тогда мы будем иметь неопровержимые доказательства того, что и закон является благодатью, т.е. дан для блага.

По милости Божьей мы имеем подобные доказательства. Приведем некоторые из них.

Прочтем, что говорил Неемия о десятисловном законе, который дал Господь, произнеся вслух всего народа: "И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея" (Неем.9:13, 14). Обратите внимание на слова: "дал им… заповеди добрые", т.е. благие заповеди (благодать).

Это же подтверждает и апостол Павел: "Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим.7:12).

А апостол Иаков пишет: "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии" (Иак.1:25). Отсюда мы видим, что исполнение закона ведет к блаженству.

В книге Второзаконие мы читаем о следующих преимуществах для тех, кто исполняет заповеди Божии: "Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?" (Втор.4:6-8).

Давид завещал своему сыну Соломону: "И храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься" (3 Цар.2:3).

А вот, что писал Соломон: "Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен" (Прит.29:18). В современном переводе: "Подчиняющейся законам Бога народ будет счастлив".

Приведем несколько доказательств того, что закон добр и является благим даянием человеку со стороны Бога.

Язычники приносили жертвоприношения многочисленным идолам, служение которым подчас сопровождалось распутством и жестокостью. Особенно было безнравственно служение Молоху — богу войны. Ему приносили в жертву людей, в том числе и детей. В Библии описан случай, когда царь Моавитский взял сына своего, первенца, и вознес его во всесожжение. 4 Цар.3:27.

Заповедь же закона Божьего гласит: "Не убивай" (Исх.20:13). Спрашивается, это благо для человека или нет? Запрещалось убивать не только других, но и себя. Всякий гнев, употребление спиртных напитков, табака, наркотиков также сокращает жизнь человека и относится к нарушению той же заповеди закона. Беспокоясь о благополучии человека, Господь запрещает подобные явления. Опять мы задаемся вопросом: этот запрет не является ли благом для человека?

У язычников процветала храмовая распущенность. Но заповедь закона Божьего говорит: "Не прелюбодействуй" (Исх.20:14). Не изменяй жене, мужу. Не разрушай семейный очаг! Не делай детей своих сиротами! "Итак, что Бог сочетал, то человек да не разлучает" (Матф.19:6). И разве закон, предусматривающий семейное благополучие, счастье, не является ли благом?

Некоторые народы в старину своих престарелых больных родителей отвозили в пустыню или в лес и оставляли там на съедение диким зверям. Но Господь заповедал, говоря: "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх.20:12). Забота о родителях возлагается на детей. "Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто". Патриархи и пророки. – С.309. Разве закон, предусматривающий заботу о престарелых родителях, не есть благо?

При каждодневной суете у людей не находиться времени для полезного и необходимого отдыха от повседневных работ. Многие во все дни свои находятся в большом раздражении, в огорчении и досаде. Еккл.5:16. Господь же, заботясь о человеке, сказал: "Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела" (Исх.20:9, 10). Разве здесь не предусматривается благо для человека?

Подобных примеров можно привести много, но и приведенных вполне достаточно, чтобы отнести закон Божий, дающий так много для человека, к благодати Божьей. Все это со всей наглядностью подтверждают как Ветхий, так и Новый заветы. И всякий серьезный и честный человек вполне согласится с этим!

Следует отметить, что самый большой псалом Давида (118-й) посвящен Закону Божьему, его величию и необходимости. "Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем" (Стих 1). Блаженны, т.е. счастливы. Этими словами начинает Давид свое торжественное песнопение. "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Стих 18), — просит он у Господа. "Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра" (Стих 72), — выделяет Давид десятисловный моральный закон, единственно произнесенный устами Господа вслух всего народа. Втор.5:22. "Все заповеди Твои — истина" (Стих 86), и к этому добавляет: "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем" (Стих 97). С восторгом он признает: "Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна" (Стих 96).

Этот торжественный гимн закону Божьему не напрасен, ибо закон является великой благодатью Божьей, наряду с искупительной жертвой Христа.

Приведем еще следующие замечательные слова Давида из этого же псалма: "Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу" (Стих 128). Именно все! Бог является нашим Небесным Отцом, Он сотворил человека, а значит знает, что для него лучше. Поэтому все Его повеления, касающиеся морали, пищи, санитарии и т.д. — все являются справедливыми и необходимыми для блага человека. Об этом мы должны постоянно помнить. Но люди не хотят этого понимать и безрассудно отвергают себе же во вред!

Итак, как искупительная жертва Христа, так и закон Божий являются благодатью Божьей. Но у нас возникает вопрос: почему весь христианский мир знает об одной благодати и прибегает к ней, а о второй, практически, умалчивает, и даже хуже, заявляет, что закон десяти заповедей нам не нужен, т.е. игнорируют благодать Божью? Почему люди сегодня так упорно отвергают закон Божий?

Библия дает нам ответ — это отвержение было характерно во все века. Еще раньше Господь сказал через пророка Осию: "Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие" (Ос.8:12). Почему же важные и необходимые заповеди, данные Богом всему человечеству, почитаются как бы чужие?

Дело в том, что закон ставит перед человеком определенные ограничения для его же блага и счастья, но в силу своей греховной натуры человек не желает подчиняться этим ограничениям, он стремиться к вседозволенности себе же во вред. Невольно вспоминаются слова апостола Павла: "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим.7:18, 19, 22, 23).

Бог, как Отец всех нас, заботится о нашем благе, как родители беспокоятся о благе своих детей. Но достойно ли дети оценивают своих родителей, и как они подчас отзываются на их заботу? Приведу разговор двух детей. Один говорит другому: "Моя мама хорошая, она меня никогда не наказывает и позволяет делать все, что я хочу". Второй же с грустью констатировал, что у него плохая мама, потому что во многом ограничивает его, не разрешает шкодничать и при непослушании может наказать. Но какая же мама из этих двух действительно хорошая? Когда эти два ребенка вырастут, какими они станут?

Почему вторая мать, сдерживающая плохие порывы своего сына, запрещающая играть с огнем, электричеством и т.д., оказалась в глазах ребенка плохой? Потому что ему не нравились те ограничения, которые она возлагала на него. Ему больше нравилась бы та, которая позволяла бы все делать. Но вседозволенность приводит только к плохому, и с этим каждый согласится!

Часто взрослые ведут себя подобно детям, когда дело касается ограничений Закона Божьего. Но если вдумчиво рассмотреть каждое ограничение, то мы увидим, что все они даны для блага каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Давайте предположим, что не было бы никаких правил дорожного движения. Каждый бы ездил как ему захочется! Что было бы? Хаос, аварии, гибель. Но как смотрят родители на существующие правила езды? Большинство их недолюбливает, всячески пытаются обойти, в чем-то нарушить, не понимая того, что эти правила даны для их же блага. Такое же отношение и к Божьим ограничениям и законам, установленным Им для человека. Люди не хотят понимать, что все они даны для их же благополучия и счастья!

Греховная человеческая натура сопротивляется признать в законе благодать Божью. Но в то же время люди с удовольствием ссылаются на благодать жертвы Христа, совершенно не беря во внимание, что право на древо жизни, на вечность будет дано только тем, кто соблюдает заповеди Божьи. Откр.22:14.

Человек не иначе узнал грех, как посредством закона (Рим.7:7). Уже в этом великая заслуга закона. Познав же грех, человек в раскаянии обращается за прощением к Господу и за помощью преодолевать свои недостатки и соблюсти закон Божий. Вот так мы получаем одну благодать за другой, и одно без другого быть не может.

Чтобы нам еще яснее была эта мысль, рассмотрим особенности святилища. Думаю, все согласятся, что самым важным в служении Израильского народа Богу, было служение во святилище. Самым святым местом в нем было Святое святых, а там находился ковчег со скрижалями, на которых перстом Божьим были написаны десять заповедей морального закона, столь необходимого всем людям, — Божий дар для блага человечества.

Хаскелл пишет: "Ковчег был центральным и основным предметом во всем святилище… Крышка ковчега называлась престолом милости (благодати) и она была сделана из чистого золота. На обоих концах престола были херувимы из чистого золота с распростертыми крыльями, закрывая ковчег, лица их благоговейно были обращены к закону Божьему, который находился в ковчеге…

Милостивый Бог занял свое место на этом престоле. Так что каждый грешник, приходивший исповедовать свои грехи, мог получить милость и прощение… Ни одно правление не может существовать без закона… Не может быть суда без закона, потому что закон является основанием суда… Правда и суд — основание Его престола (Пс.96:2). Святой закон Божий является стандартом или основанием, согласно которого будут судимы все народы. Закон осудит всех виновных, потому что "грех есть беззаконие" (1 Иоан.3:4). Тот же самый закон, который осудит грешника, будет свидетельствовать о праведности тех, которые через веру во Христа старались ходить согласно святым требованиям, и которые в смирении искали прощения каждого своего греха…

В правлении Божьем закон есть основание, на котором покоится все сотворенное. Закон есть основание Божьего престола, стабильность (т.е. устойчивость) его правления и характера, а также он является выражением Его любви и мудрости". — Крест и его тень. – С.15-16.

Таким образом, помещенный во Святом святых святилища ковчег с законом Божьим, а сверху на крышке — с престолом милости, является замечательной наглядной иллюстрацией слов Иоанна "благодать на благодать", не отменяя, а дополняя друг друга, являясь центром всего служения Богу.

Итак, всем нам предлагается многочисленная благодать Божья, где две самые важные и неразрывно связанные — закон и прощающая милость Христа при нашем покаянии.

Будем же стремиться исполнить закон Божий, делающий нашу жизнь человечной, осмысленной, чистой и счастливой. Но если мы в чем-то нарушили Божье постановление, будем умолять Его о прощении. Возблагодарим Бога за Его Отеческую заботу о нас и о нашем спасении, за обе благодати, которые Он предназначил для нашего блага от Своей Божественной полноты!

"Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4:16).

Олег Цветков

Скачать исследование (DOC)