Говоря о Церкви Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения, о её возникновении и существовании, о пережитом ею, нельзя не коснуться того, что тесно связано с её историей, - это истории Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Все, изложенное ниже, - это краткое повествование, составленное по воспоминаниям очевидцев-служителей и членов церкви, а также по материалам других авторов, так как подлинных документов почти не сохранилось. Да и время было такое, что писать историю означало поставить под удар всю работу церкви, если бы эти записи попали работникам КГБ. Поэтому никто не хотел рисковать.

Но Церковь страдала не только от преследований. Библия и история свидетельствуют, что неоднократно церковь Божья отступала от чистоты истины. В такие времена Бог воздвигал ревностных людей, которых называли реформаторами, и они делали все возможное, чтобы возвратить церковь к прежнему состоянию, к соблюдению Закона Божьего. Когда люди пытались извратить Закон Божий, чтобы исполнять Его как им кажется правильным, именно тогда поднимались реформаторы, чтобы отстоять Его соблюдение согласно Божьего повеления. Но их всегда было малое количество, поэтому не всегда получалось предотвратить отступление в церкви, и, как следствие, происходили разделения. Сегодня также существует малочисленная, «бедная, бросаемая бурею, безутешная!» Церковь Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения [далее АСДРД], которая, согласно исторических данных и свидетельств ныне ещё живых братьев и сестёр, в трудные времена, смотря смерти в лицо, отстаивала неизменность принципов Закона Божьего. Поэтому история церкви Божьей - это история борьбы, в которой принимает участие не только она, но и вся вселенная, потому что эта борьба «не против крови и плоти» (Ефесянам 6:12), но борьба истины и заблуждения, света и тьмы.

Её начало и причина возникновения уходит в далёкое прошлое. С самого начала великой борьбы на Небе намерением сатаны было свергнуть закон Божий. Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с Неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать людей и заставлять их нарушать закон Божий - вот цель, которую он упорно преследует. Достигается ли это попранием всего закона или же отвержением одной из заповедей, в конечном итоге результат один и тот же. Согрешающий в «одном чем-нибудь» проявляет пренебрежение ко всему закону; своим влиянием и примером поощряет беззаконие и «становится виновным во всем» (Иакова 2:10).

Вот почему в этой борьбе, вольно или невольно, участвует каждый житель земли. А на чьей стороне - пусть каждый определит сам. Работа Церкви состоит в том, чтобы представить картины великой борьбы между истиной и заблуждением; обнаружить лукавые замыслы сатаны и те средства, с помощью которых мы могли бы противостоять ему; исчерпывающим образом разрешить великую проблему зла, выставляя в истинном свете происхождение греха и окончательное его уничтожение; выявить во всей полноте справедливость и благоволение во всех деяниях Бога по отношению к Его творению; и наконец показать святость и непоколебимость Его закона.

Голгофский крест подтверждает незыблемость закона и показывает всей Вселенной, что наказание за грех есть смерть. Предсмертный возглас Спасителя «Совершилось!» прозвучал для сатаны смертельным приговором. Исход великой борьбы, которая длилась столько времени, определился, и стало возможным окончательное искоренение зла. Сын Божий прошел через врата могилы, чтобы «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евреям 2:14).

События прошлого, рассматриваемые как часть борьбы между силами света и тьмы, должны приобрести в наших глазах новое значение, потому что они проливают свет на будущее, освещая путь тем, кто, подобно реформаторам прошлых веков, будет призван, пренебрегая земными благами, нести людям Слово Божье и свидетельство Иисуса Христа

Сегодня Церковь Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения продолжает работу реформаторов всех веков. Но почему возникла необходимость организовывать новое движение, присваивать новое имя, ведь и без того уже существовало много христианских церквей и различных религиозных обществ? Эти вопросы волнуют многих, и, чтобы получить ответы на них, необходимо заглянуть в историю и исследовать возникновение Адвентизма вообще, а затем и Реформационного Движения.

По историческим данным движение Адвентистов Седьмого Дня было образовано из христиан различных религиозных течений во многих странах мира одновременно. Но все же центром великого адвентистского движения стал Северо-Американский континент, потому что здесь была наибольшая свобода и весть о скором втором пришествии Иисуса Христа была наиболее полно проповедана. 12 сентября 1833 года Уильям Миллер, получив официальное разрешение на проповедь Евангелия, вместе с единомышленниками начал проповедовать о скором втором пришествии Иисуса Христа, которое по пророческим подсчетам должно произойти в 1844 году. К такому заключению он пришел после многолетнего исследования библейских пророчеств. Те, кто принял эту весть, с нетерпением ожидали пришествия Спасителя. Они и были названы адвентистами, от греческого слова - adventus, то есть ожидающими.

Некоторое время к проповедям Миллера относились благосклонно, так как они способствовали росту церквей. Но поскольку служители и религиозные руководители отвергли учение адвентистов и делали все возможное, чтобы подавить интерес к нему, они не только поносили его с кафедр, но запрещали членам церкви посещать собрания, где проповедовалась весть о втором пришествии Христа, и даже упоминать об этом. Таким образом, верующие оказались в очень затруднительном положении. Преданные своим церквам, они не желали отделяться от них, но когда увидели, как им препятствуют верить Слову Божьему, как запрещают им размышлять над пророчествами, тогда они убедились, что верность Богу несовместима с этими требованиями. Они больше не могли быть в таком угнетённом состоянии. Они уже не могли считать церковью Христа тех, кто отвергал свидетельства Слова Божьего. Это давало им смелость чувствовать свою правоту, отделяясь от прежней церкви. И летом 1844 года около 50 тысяч верующих покинули свои общины. Также немало людей были исключены из официальных церквей только по той причине, что они выражали свою веру во второе пришествие Христа.

Но когда назначенное время прошло, а Христос не пришел, то и эта группа верующих разделилась. Одни, разочаровавшись, вообще перестали быть верующими, заявив, что они никогда искренно не верили в пришествие Христа. И таких было большинство. Другие же, будучи не в состоянии объяснить постигшее их разочарование, принялись за углубленное исследование Библии, чтобы найти ошибку, так как верили, что Слово Божье не ошибается, а значит, ошибка должно быть заключается в его истолковании, и она была найдена. Вопрос о святилище послужил ключом, который помог проникнуть в тайну разочарования 1844 года. Они поняли, что ошибка заключалась не в исчислении пророческих периодов, а в общепринятом неверном понимании работы Христа в небесном Святилище. Пережившие разочарование, продолжали оставаться Адвентистами, веруя, что Христос все же непременно придет.

При таком углубленном исследовании Библии, они также пришли к убеждению, что необходимо соблюдать седьмой день, субботний. В 14-й главе книги Откровение они прочитали призыв поклониться Творцу и пророчество о людях, которые, восприняв предостережения трех ангелов, соблюдают заповеди Божьи. Одна из этих заповедей прямо указывает на Бога, как Творца. Четвертая заповедь гласит: «День седьмый - суббота Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:10-11).

Почитание субботы как памятного дня творения установлено самим Богом, и всегда свидетельствует об истинной причине нашего поклонения Богу, заключающейся в том, что Он - Творец, а мы - Его творение. Почитание субботы - знак верности истинному Богу. Следовательно, весть, призывающая людей поклониться Богу и соблюдать Его заповеди, особо напоминает о необходимости соблюдать четвертую заповедь, которая в 321 году была изменена указом императора Константина Великого о всеобщем праздновании воскресенья. Поэтому, начав соблюдать субботу, адвентисты не открыли ничего нового, они только возвратились к тем старым Божественным истинам, которые были изменены человеком.

Так постигая истину все больше и больше, Адвентисты не только воплощали в жизнь её принципы, но старались проповедовать их другим. Для этого использовались различные методы: распространение печатных изданий, проведение палаточных собраний и конференций и другие.

В связи с расширением проповеди трехангельской вести и возрастающим числом принявших её, в ряды церкви также проникли некоторые люди с чуждыми ей взглядами. Они могли нанести работе церкви большой ущерб, но были остановлены. Это показало, что во избежание беспорядка и предотвращения проникновения в её среду чуждых учений, необходима определенная форма организации.

Одной из первых попыток создания организации была статья в адвентистском журнале от 21 июля 1858 года с предложением о созыве ежегодных конференций в каждом штате, на которых бы составлялся и принимался план дальнейшей работы. Это предложение было рассмотрено на всеобщем собрании в Бэтл-Крике в 1860 году, и тогда же были намечены планы по устройству полноценной организации, с принадлежащей ей собственностью. В 1860 годах в связи с организацией издательской работы было избрано имя церкви. Некоторые вначале думали, что название "Церковь Божья" будет более подходящим, но затем убедились в том, что наименование должно отражать отличительные особенности церкви и вместе с остальными согласились называться "Адвентистами седьмого дня". Потому что ни одно название так не соответствует нашему исповеданию, как то, которое выражает нашу веру и указывает наше особое предназначение. Имя адвентист седьмого дня выдвигает на первый план истинные особенности нашей веры, поэтому оно способно убедить ищущих людей.

После этих предложений несколько групп верующих в штате Мичиган объединились в церкви, а из церквей была организована конференция штата. Подобное происходило и в других местах. Окончательно же, как организация, АСД была сформирована на конференции в Бэтл Крике 21 мая 1863 года, куда съехались делегаты нескольких штатов, представлявших 125 церквей с количеством членов около 3,5 тысяч. Двадцать делегатов представляли шесть конференций. Джон Биингтон был избран первым Президентом Генеральной Конференции АСД. Были разработаны и приняты основы вероучения АСД, состоящие из 22-х пунктов.

А в 1864 году церковь АСД столкнулась еще с одним очень важным вопросом: согласуется ли ношение оружия, особенно в военное время, с требованиями закона Божьего? И было принято следующее решение: «Мы вынуждены отказаться от какого бы-то ни было участия в войне и актах кровопролития». - Отчет третьей ежегодной сессии ГК АСД.

Такова была первоначальная позиция адвентистов - никакого участия в войне. Это было в гармонии с Библией (От Иоанна 18:36; От Матфея 5:43, 44; От Луки 9:56; От Матфея 26:52; От Иоанна 15:14) и Духом пророчества: «...дети Божьи, являющиеся Его драгоценным достоянием, не могут участвовать в этой странной войне, ибо она противоречит всем принципам их веры. В армии они не смогут одновременно исполнять приказы офицеров и быть послушны истине. Им придется все время поступать против своей совести». - Свидетельства для Церкви. Т.1. - С.361.

Этой позиции, как об этом свидетельствуют исторические факты, Церковь Адвентистов Седьмого Дня придерживалась на протяжении многих лет, вплоть до первой мировой войны.

В последующие годы адвентистская церковь продолжает стремительно развиваться. Как признавали религиозные и общественные деятели, не принадлежащие к адвентизму, «в начале XX века она (адвентистская Церковь) являлась одной из наиболее жизнедеятельных религиозных организаций в мире, делающих поразительные успехи». - Бондарь С. Д. Адвентизм Седьмого Дня. 1911 г. - С. 34, 35.

Этому успеху способствовало то, что Северо-Американский континент после его открытия стал местом убежища людей всех наций, это и помогло быстрому распространению вести о Втором пришествии Христа между народами земли. Об этой вести они публиковали в печати, писали в письмах и рассылали по почте не только у себя в стране, но и своим друзьям и родным оставшимся за океаном. Затем спустя немного времени живые вестники разъехались отсюда, проповедуя с усердием и безбоязненно об истинах, понятых в новом свете, всему миру

В каждом столетии находились свидетели Божьи - люди, которые верили во Христа как единственного Посредника между Богом и человеком, которые смотрели на Библию как на единственное мерило жизни и соблюдали истинную субботу. Были они и на Руси. Имеются отдельные сведения и упоминания о соблюдающих субботу христианах на Руси, начиная с XIV столетия. На основании исторического материала мы можем сказать, что субботний вопрос в России очень стар. Поэтому многие были готовы к принятию адвентистской вести, первые семена которой были брошены переселившимися из России в Америку немецкими колонистами. Став адвентистами седьмого дня, немецкие выходцы из России посылали адвентистские книги и брошюры своим родным и друзьям, оставшимся в России.

«В 1886 году Генеральная Конференция АСД посылает в Россию посетить соблюдающих субботу брата Луи Конради, который в то время работал в Швейцарии. Прибыв в Россию, Конради в Одессе встречается с ожидавшим его там братом Герхардом Перком, и оба они отправляются в Крым. В Крыму они посетили некоторые селения, и нашли вполне приготовленными к принятию адвентизма около 30 душ.

Первая община христиан - адвентистов седьмого дня в России была образована из 19-ти членов 31 июля 1886 г. (по старому стилю) в Бердубулате Таврической губернии в Крыму. Для крещения этих, рассеянных по разным местам верующих, условились собраться в Бердубулате вблизи Черного моря, где было удобное место для крещения». - Из истории Церкви. - С.7.

«К 1891 году, когда Россия стала самостоятельным восточным миссионерским полем, последователи адвентистского учения уже были в Поволжье, на Дону, в Крыму, на реке Молочной (Украина), в Кубанской области, в Бессарабии, на Волыни, в Привислинском и Прибалтийском краях. Подготовка библейских работников велась в Гамбурге, где с 1889 по 1899 год постоянно обучалось несколько студентов из России. Начиная с 1899 года для русских студентов было открыто отделение во Фриденсау (Германия). В конце 90-х годов XIX века и в первые годы XX века евангелизация успешно проходит и в таких крупных городах, как Рига, Петербург, Киев и др. Всего в России в 1901 году было 37 общин, 1288 членов и 13 проповедников». - Бондарь С. Д. - С. 30, 31.

Манифестом от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанным Николаем II, провозглашалась гражданская свобода. Были отменены ограничения для приверженцев неправославных течений, разрешен свободный переход из Православной церкви в другие.

А 6 ноября 1906 года церковь Адвентистов седьмого дня юридически приравнивается в правах с другими протестантскими течениями, о чем министр внутренних дел П. Столыпин дает разъяснение в специальном циркуляре за № 5532.

С провозглашением в России религиозной свободы адвентисты седьмого дня стали более жизнедеятельными, и дело стало продвигаться вперед намного успешнее.

С 19 по 23 сентября в 1907 году в Киеве проходила отчетная годовая конференция Среднероссийского поля (нынешняя Украина), в котором насчитывалось около 300 членов церкви.

В этом же году «с 12 по 16 октября в Риге состоялся первый Съезд Российского Союза-Союзов (Российская Унионная Конференция). На съезде был основан Российский Союз-Союзов с центром управления в городе Риге, первым председателем этого Союза был избран брат Юлиус Теодор Бетхер». - Из истории церкви. - С.20.

Но свобода длилась не долго. С наступлением 1911 года начались ограничения деятельности неправославных религиозных организаций. Данная прежде свобода совести сильно ограничивается. Многочисленными циркулярами Министерство Внутренних Дел ставит жесткие рамки для работы Церкви, так что становится невозможным проводить съезды. Хотя дело продолжало развиваться, но темп развития значительно замедлился.

С началом первой мировой войны положение еще более ухудшилось. «Православное духовенство, зная прежнюю организационную зависимость АСД в России от Германии, поспешило воспользоваться этим аргументом для возбуждения народных масс и правительства против АСД, выставляя их как немецких агентов, так как в их среде были проповедники немецкой национальности, а также много членов немцев. Такая агитация не осталась бесплодной. Она вызвала подозрение со стороны царских чиновников к адвентистам. Во многих городах собрания были закрыты, а где продолжали существовать, то проходили при непременном присутствии двух полицейских, которые даже во время проповеди предлагали проповеднику не касаться тех или иных вопросов. Начались преследования и ссылки в Сибирь. И гонения особенно коснулись служителей немецкого происхождения». - Из истории церкви. - С.255.

Были сосланы в Сибирь такие проповедники, как А.Гонтарь, И.Горелик, А.Клемент, Г.Григорьев, П.Манжура, М.Гриц, А.Клемент, А.Озоль, Ф.Гайдишар, И.Спроге, С.Ефимов, Г.Гебель и др.

Члены церкви призывного возраста мобилизовывались в армию для участия в военных действиях. Придерживаясь исторической позиции церкви Адвентистов Седьмого Дня, занятой ею в 1864 году в согласии с Законом Божьим, не все согласились брать в руки оружие и становиться в строй для отправки на фронт. Но таких было мало, большинство же согласились с мнением некоторых руководителей, заявивших в 1914 году, что участие в войне уже не является нарушением 6-ой заповеди, а исполнение воинской повинности в субботу не является нарушением 4-ой заповеди. Эта совершенно новая позиция противоречила официальной первоначальной позиции церкви. Такое положение имело место не только на Украине и в России, но и в 16 странах Европы. Вот один из документов-доказательств. В статье «Киевские адвентисты и война», опубликованной в 1914 году в газете «Утренняя звезда», № 45, Г. И. Лебсак, наставник Киевской общины, один из старейших и виднейших деятелей адвентизма в России, писал:

«Сейчас же, после объявления войны Германией и Австрией, киевские адвентисты седьмого дня повергли через губернатора к стопам его императорского величества свои верноподданнические чувства и были удостоены получить через господина полицмейстера следующее объявление: Министр внутренних дел уведомил начальника края, что государь-император соизволил сердечно благодарить киевских адвентистов 7-го дня за верноподданнические чувства, выраженные по поводу открытия военных действий.

Из города Киева и губернии находятся на поле военных действий около 25-30 братьев. Некоторые из них причислены к санитарным отрядам, некоторые - к телеграфным частям, а остальные - в строй, где участвовали и участвуют в сражениях. Насколько нам известно, все они еще живы. Несколько же ранены и причислены к слабосильной команде. Таким образом, киевские адвентисты всей своей силой присоединяются с другими верными сынами дорогой нашей родины на помощь ближним своим в настоящее трудное время и для славы Всевышнего Бога. Да поможет нам Господь в том и в будущее время».

Примечательно то, что Г.И. Лебсак сразу же по объявлении войны Германией поспешил от лица адвентистов России выразить верноподданнические чувства императору Николаю II, а в это же время в письме от 4-го августа 1914 года руководители Адвентистской церкви в Германии выражали почти такими же словами свое верноподданство правительству Вильгельма.

«И как результат этого отступления с начала войны по сентябрь 1916 года (т.е. за два года войны) из всей массы адвентистов в России, численность которых составляла к этому времени не менее 6000 человек, к судебной ответственности за отказ от несения военной службы было привлечено лишь 50 человек. Остальные призывники, как видно, пошли воевать». - Клибанов. История религиозного сектантства в России. - С.317, 318.

Таковы печальные факты истории. Но они ясно свидетельствуют, что, как в Западной Европе, так и в России, открытое отступление началось с 1914-го года.

«Люди думают, что если они назовут преступление убийства «войною», то убийство перестанет быть убийством, преступлением». - Лев Толстой. Антология мысли. - С.225.

Ведь поводы, выставляемые правительствами стран ведущих войны, всегда являются ширмами, за которыми скрываются совсем другие побуждения - злоба, ненависть, жадность, а это никак не согласуется с учением Христа. Верующие, которые понимали, что необходимо соблюдать закон Божий в любых обстоятельствах, были исключаемы из церкви, поскольку отказывались принимать участие в войне, и это происходило во всех 16 странах Европы, на Украине и в России. Приблизительно 4000 членов были исключены из церкви АСД за свое послушание заповедям Божьим, в особенности 4-ой и 6-ой заповедям.

Чтобы лучше понять положение меньшинства, правильно они поступали или нет, обратимся к Библии и истории для того, чтобы увидеть, как понимали и учили реформаторы всех веков. Так как войны были во все времена, верующим приходилось решать следующий вопрос: «должен ли христианин с оружием в руках участвовать в кровопролитии?». Прежде всего, обратим внимание на слова, сказанные главой Церкви - Иисусом Христом. Он сказал: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, но спасать» (Луки 9:56). Как можно не понимать этих простых слов: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» (Матфея 26:52); «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39); «любите врагов ваших» (Матфея 5:44)? О мирном характере Христа также свидетельствовали его современники-фарисеи, заявляя: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». (Иоанна 11:48).

Основывая свою веру на словах Христа, верующие всех веков понимали, что не могут подчинятся властям, когда они требуют участия в кровопролитии и политических конфликтах. Но возникает вопрос, как тогда понимать библейские тексты: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римлянам13:1). «Напоминай им повиноваться и покоряться властям, быть готовым на всякое доброе дело, никого не злословь, быть не сварливым, но тихим, оказывать всякую кротость ко всем людям» (Титу 3:1-2). Они верили, что власти поставлены Богом, но когда от них требовали нарушения Закона Божьего, то тогда они отвечали как и Апостолы: «Судите, справедливо ли перед Богом - слушать вас более, нежели Бога?» (Деяния Апостолов 4:19). Поэтому все истинные дети Божьи, во все времена, подчинялись властям до того, пока те не заставляли нарушить Закон Божий. Таких же принципов придерживаются ныне Адвентисты Реформационного Движения.

Внимательное исследование Закона Божьего также показывает, что те, которые идут на войну, нарушают не только четвертую и шестую заповеди, но и все десять. Законом Божьим испытываются как мораль отдельной личности, так и правильное отношение государства к своим подданным.

В найденных древних рукописях записаны следующие учения христиан первых веков:

«Не убивай... не отравляй, не умерщвляй младенца в утробе матери и рождённого не убивай... Не держи зла на ближнего своего, не ненавидь никакого человека, но одних обличай, а иных люби более души своей. Избегай всякого зла и всего того, что похоже на него. Не входи в гнев, гнев ведёт к убийству; не входи в задор, в споры, в горячность - от всего этого бывает убийство». - «Учение Господа, преподанное народам 12-ю апостолами». Взято из полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, T.42, С. 322.

Подобные учения полностью согласуются с учением Господа нашего Исуса Христа.

Другой пример взят из высказывания Юстина-мученика (около 150 г. по Р. Х.)

Юстин был по происхождению греком и принял христианство, будучи взрослым. В литературе он известен под именем Юстина-мученика.

Ему принадлежит защитительная речь (апология), составленная около 150 г. по Р. Х. Находясь перед языческим судом, он, ссылаясь на пророка Исаию, говорил: «От Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена ; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаии 2:4). Приведя эти слова, Юстин продолжает: «Сказанное исполнилось... Двенадцать мужей вышли из Иерусалима, люди простые, некрасноречивые. Но во имя Божье они возвестили людям, что посланы Христом обучать всех Слову Божьему. И вот мы, умевшие прежде только взаимно убивать друг друга, не только не воюем более с нашими врагами, но для того, чтобы не лгать и не обманывать наших судей, мы с радостью свидетельствуем о Христе и умираем». - Учебник древней истории. Р. Виппер. 1924г. - С. 191,192.

Вот она, простая и ясная позиция первых христиан: «Мы не воюем более с нашими врагами, но готовы с радостью умереть за свидетельство о Христе!»

Когда война закончилась и в 1918 году был подписан мирный договор, то исключенные из церкви предприняли особые усилия, чтобы урегулировать свое отношение с церковью, но это не принесло никакой пользы. Не было никакой возможности для примирения. Тогда Генеральная Конференция Адвентистов Седьмого Дня, находящаяся в Вашингтоне, послала в Европу 4 членов Комитета Генеральной Конференции. Ими были пасторы А. Г. Даниельс, президент Генеральной Конференции, Л. Х. Крисчен, Ф. М. Уилкокс и М. E. Keрн. Они были посланы в Европу в 1920 году и имели переговоры с братьями, которые были исключены из церкви. Эти переговоры проводились с 21 по 23 июля 1920 года в миссионерской школе Адвентистов Седьмого Дня во Фриденсау, Германия. Ход этого собрания и все, что было сказано во время этой встречи, было записано стенографисткой и позже опубликовано под названием «Протокол». В этом документе исключенные братья назывались «Оппозиционным движением». Они были известны также как «2 процента». Их было немного по количеству. Но они имели нечто лучшее - они сохраняли учения Адвентистов Седьмого Дня. Они не намеревались отделяться, не вводили никакого нового учения, но придерживались следующего принципа:

«На главных направлениях нашей работы не должно быть никаких перемен. Ее необходимо исполнять так ясно и определенно, как пророчество говорит об этом. Мы не имеем права входить в сговор с миром, рассчитывая на то, что таким образом сможем добиться большего. Люди, мешающие продвижению работы по назначенному Богом плану, своими действиями огорчат Бога. Ни одна черта истины, сделавшая адвентистов седьмого дня теми, кем они являются сегодня, не должна быть потеряна из виду. Мы владеем древними вехами истины, опытом и долгом, и мы обязаны твердо стоять на защите наших принципов перед всем миром». - Свидетельства для Церкви. Т.6. - С.17.

С установлением Советской власти в октябре 1917 года и с изданием уже в январе 1918 г. демократического декрета СНК «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все религиозные организации получили свободу и равноправие. Несмотря на это, Церковь АСД все-же придерживалась нового курса по отношению к воинской службе. Это подтвердилось на 5-м Всесоюзном Съезде Адвентистов седьмого дня, состоявшемся 16 - 23 августа 1924 г. в городе Москве, в 3-м доме Советов. На 4-й день съезда обсуждался вопрос об отношении к Советской власти и службе в армии: «Съезд постановил послать на имя ЦИК СССР "Декларацию", детальную выработку которой поручил комиссии для резолюций».

Декларация была выработана. В ней в частности говорилось: «Вероучение Адвентистов седьмого дня чутко относится к свободе совести своих членов, поэтому не считает за собою права предписывать им поступать так или иначе по сему вопросу, и каждый член, руководствуясь своими убеждениями, лично сам отвечает за свое отношение к военной службе, и съезд не препятствует таким членам нести строевую службу, когда их совесть им это позволяет. Принятую же на себя обязанность по службе члены должны считать за свой гражданский долг и исполнять его честно и добросовестно». - Из истории церкви. - С.75, 76.

«Вспоминая теперь об этом решении, мы должны признать, что оно в общем отражало позицию Всемирной Церкви по проблеме воинской службы». - ПГС. 18-19 мая 1995 г.

Это подтверждается словами А. Даниельса сказанными на переговорах. Перечисляя несколько категорий членов церкви, об одной из них он сказал: «Далее, мы имели и таких братьев, которые любили свою страну, пошли на фронт и воевали. Они прошли Англию и Францию, были в окопах, и я не знаю, что они еще делали, когда были там, но они служили. После войны они возвратились. Как мы должны были отнестись ко всем этим братьям, которые поступали по-разному? Мы им сказали, что не хотим быть совестью для других людей. Мы заявили, что занимаем позицию невоюющих. Мы не заинтересованы в том, чтобы идти на войну. Мы только сожалеем, что возникают войны. Мы против войны. Но мы должны признать за каждым гражданином право, чтобы на основании своей совести он мог занять позицию по отношению к правительству. Никто из вышеприведенных людей не был исключен из церкви. Ни к одному из них не относились как к не христианину». - Протокол переговоров 1920 г.

Поэтому в самой церкви подымались люди, отказывающиеся повиноваться этому отступлению, желающие оставаться на старых основах христианства. Но они были гонимы и исключаемы из церкви. Так, Генрих Оствальд, будучи проповедником, начал широкую работу реформации, за что осенью 1925 года был исключен из АСД. Тоже самое случилось и с другими служителями и членами.

Связавшись с уже существовавшей в то время Генеральной Конференцией Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения и получив одобрение, в 1926 г. исключенные организовались в Российское миссионерское поле, о чем в протоколе конференции записано следующее:

«На частых наших собраниях и заседаниях комитета, с Божьей помощью, мы успешно могли разработать некоторые планы для прогресса дела Божьего в нашей стране. Таким образом, были уполномочены для работы следующие братья: Оствальд Г., Унрау Г., Дежинер О. (библейский работник), Томанско Г. (помощник библейского работника), Региер О. (кассир)». Эти братья были первыми работниками организованного в России Реформационного Движения АСД.

Церковь же АСД в период с 1924 г. по 1928 г. продолжала внедрять новое учение во всех общинах. Особенно отличился 1927-й год, который был богат на съезды. Почему об этих съездах важно знать? Ответ мы получим, прочитав выдержку из журнала «Голос истины», № 9, сентябрь 1927 года (издаваемый АСД). В нем помещена статья Г. И. Лебсака: «Третий съезд Сибирского областного союза АСД», который проходил в г. Омске с 22 по 26 июня. В ней мы читаем:

«В постановлениях коснулись всего необходимого для духовной жизни Сибирских общин. В подробной проповеди было изъяснено отношение христианина к государственной власти и службе в армии, и здесь, как и на всех съездах, было постановлено нести наши гражданские, государственные и военные обязанности наравне со всеми гражданами. Именно по этому вопросу необходима просветительная работа среди всех религиозных обществ; она началась на съездах и продолжается в общинах».

Всего за этот год было проведено около десяти таких съездов. Также был проведен 3-й съезд Всеукраинского Объединения АСД, на котором «...также обсуждался вопрос об отбывании воинской повинности, причем было вынесено постановление, что на основании Св. Писания и декларации 5-го Всесоюзного Съезда Адвентисты Седьмого Дня могут нести эту повинность на общих со всеми гражданами СССР основаниях». - Голос истины. № 6. 1927 г.

На каждом из этих съездов были делегаты, несогласные с нововведением, которые постепенно присоединялись к Реформационному Движению.

Но апогей разделения был ещё впереди: если 5-й съезд «не считал за собою права предписывать им [членам церкви] поступать так или иначе по сему вопросу» и «не препятствовал... членам нести строевую службу, когда их совесть им это позволяет», то 6-й съезд, состоявшийся с 12 по 19 мая 1928 г. в г. Москве, по Б. Якиманке, 31, в храме св. Петра и Павла, исключил всякую возможность проявления совести и взял на себя право предписывать, как должны поступать члены церкви, сталкиваясь с вопросом несения воинской повинности.

«После подробного обсуждения вопроса о несении воинской повинности членами организации Адвентистов седьмого дня Съездом единогласно была принята резолюция следующего содержания:

«Основываясь на учении Священного Писания Ветхого и Нового заветов (1Царств 8:10-12; 10:25; Луки 20:25; Римлянам 13:1-8; Титу 3:1), согласно которому правительство является Божиим установлением для наказания злых, во благо добрым, а также принимая во внимание Декларацию 5-го Всесоюзного Съезда Адвентистов седьмого дня о нашем отношении к Советской власти, 6-ой Всесоюзный Съезд настоящим разъясняет и постановляет, что АСД обязаны отдать "Кесарево кесарю, а Божие Богу", неся государственную и военную службу во всех ее видах на общих для всех граждан законных основаниях». - Из истории церкви. - С.93, 94.

Чтобы закрепить свои полномочия и исключить возможность инакомыслия, съезд далее постановил:

«Всякого, кто будет учить иначе и побуждать к уклонению от несения государственных повинностей, Съезд рассматривает как лжеучителя, идущего против учения Священного Писания, отделяющегося от единства церкви Божией и ставящего себя вне организации АСД». - Из истории церкви. - С. 94.

Таким образом все, кто понимал и учил иначе, оказались за бортом Церкви АСД. А были ли такие? Вот что написано об этом уже в 1990 году:

«Но и в этот довольно благоприятный период не обошлось без переживаний, которыми была охвачена вся церковь. Вызваны они были проникновением и развитием реформистских тенденций в адвентизме, зародившихся в первую мировую войну в Германии.... Одним из основных предписаний считалось уклонение от гражданских повинностей, в частности от воинской. Адвентисты на V (1924г.) и VI (1928г.) Всесоюзных съездах решительно отмежевались от подобной позиции, заявив, что с гражданами таких взглядов, а равно и с их организацией «ничего общего не имеют». С тех пор реформизм стал существовать как самостоятельное течение». - Христианские чтения на 1990 г. - С.66.

Это стало точкой окончательного разделения, так как не только руководство отмежевалось от «реформистских» взглядов, но предписало и всем членам сделать это:

«Мы обращаем внимание наших членов на то, что опасности для церкви создают не иноверческие организации, но те, которые вышли от нас, как об этом и сказано в Деянии Апостолов 20:30 и в первом послании Иоанна 2:19. Поэтому мы и предлагаем всем нашим членам решительно отмежеваться от таких, как например, "лжереформисты, называющие себя "Адвентистами седьмого дня реформационного движения", которые, увлекаясь ложно понятым благочестием, стремятся к нарушению единства стада Христова». - Из истории церкви. - С.103, 104. Почему-то в этом вопросе не было предоставлено на свободу совести.

А следовало бы обратить внимание на другое, а именно: «Когда Господь работает через Свои человеческие орудия, когда сила свыше воздействует на людей, сатана побуждает своих приспешников кричать: «Фанатизм!», предостерегая людей не впадать в крайности. Давайте задумаемся над тем, как рождается такой крик. Если и встречаются поддельные монеты, это никоим образом не снижает ценности настоящих. Хотя бывают неискреннее возрождение и неискренние обращения, это вовсе не означает, что ко всякому возрождению следует относиться с подозрением». - Служители Евангелия. - С.170.

Как видно из всего вышеизложенного, реформационное движение сформировалось в труднейших условиях. Мало того, что бывшие братья относились не по - христиански, да ещё пришлось, как и всем верным во все века, перенести преследования на протяжении всего периода существования Советской власти, а особенно сталинского лихолетья. В этот период репрессии коснулись многих верующих, а особенно служителей, потому что был взят курс на полное искоренение религии, поэтому власть сама себя называла атеистической. Верующих обвиняли в том, что они «прикрываясь религиозными убеждениями, выступают против службы в Советской Армии и защиты родины с оружием в руках, чем подрывают военную мощь государства, и, отказываясь работать по субботам - подрывают экономическую мощь». Это - стандартные обвинения для всех верующих. Их прав нигде не признавали, несправедливо обвиняли как государственных преступников, осуждая на длительные сроки заключения (почти пожизненные), и даже расстреливали. Некоторых верующих удавалось запугать и заставить подчиниться незаконным требованиям власти, а затем их делали доносчиками на других, и таким образом много выведывали для обвинений. Для этого также использовали членов АСД, посылая их посетить собрания АСДРД и доложить, после этого следовали аресты.

Первыми были арестованы проповедники: Оствальд Г., Манжура П., Унрау Г., Янцен и другие служители; всех перечислить невозможно. Все они были осуждены на длительные сроки заключения, а многие умерли мученической смертью из-за скудного питания и жестокого обращения. С началом войны в 1941 г. четыре молодых брата из села Бочковцы, Черновицкой обл. - Р. Пасечник, Ф. Пирог, К. Молдован, и М. Буга были призваны в армию. Желая остаться верными Закону Божьему, они отказались брать в руки оружие и убивать, за что, по свидетельству одного очевидца, их закрыли в старом вагоне и сожгли. Таких историй можно привести немало.

Репрессии коснулись не только отдельных членов, но и целых общин Реформационного Движения. Так, все до одного 18 членов Армавирской общины были арестованы, добрая половина которых были старыми людьми. Но всем им вменили политическую 58-ю статью, обвинили в антисоветской деятельности и осудили каждого на 25 лет заключения. Многие из них скончались в лагерях. Среди осужденных Армавирской общины был служитель Цветков О. В., его мать и сестра. Цветков О. В. мужественно отстаивал святость Закона Божьего, за что имел четыре судимости, отсидев в суровых лагерных условиях 16 лет. Страдали даже дети, которых по решению судов отнимали у родителей и увозили в интернаты, а самих родителей лишали родительских прав. Молодежь не могла получать образования в высших учебных заведениях, потому что для этого надо было признать идеологию, что Бога нет и вступить в комсомол. Но этого верующие делать не могли, потому что это означало идти против своей совести. А делать что-либо против совести неправомерно и неправедно.

Так Советская власть пыталась сломить веру народа в Бога, держа всех в страхе и не давая ничего для удовлетворения духовных нужд народа. Библия была под запретом, и многие оставались в незнании об истинах, содержащихся в ней. Далее не могло так оставаться, потому что должны были исполниться слова Христа: «И проповедано будет это Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Ев. От Матфея 24:14. Поэтому атеизм отступил, и открылись двери для проповеди Евангелия.

Когда Украина стала независимой и была провозглашена свобода совести, потребовалось множество Библий, чтобы удовлетворить потребности спроса. Народ изголодался без духовного хлеба. За эти немногие годы независимости немалое количество Библий было распространено Церковью АСДРД. Евангелие проповедуется в кинотеатрах, в Домах культуры, в парках, и все желающие исследовать Библию, имеют возможность приобрести её. Открыто много Молитвенных домов, двери которых открыты для всех желающих узнать волю Божью. Церковь широкомасштабно преподает истину о правильном питании и здоровом образе жизни, придерживаясь которой, человек может сохранить свое здоровье в наилучшем состоянии. Многие, посещающие Молитвенные дома убедились, что закон о здоровом образе жизни необходим для тела, а моральный Закон Божий - для души. Поскольку Церковь АСДРД является всемирной, то такую же работу она проводит почти во всех странах.

Наше желание - чтобы каждый человек уверовал в Иисуса Христа, как личного Спасителя, и осмыслил суть Его Закона. Потому что каждая заповедь этого Закона должна оставаться в силе для всего человечества во все века, ибо Закон Божий не зависит ни от времени, ни от места, ни от каких-либо других факторов, подверженных изменению, но основывается на природе Бога и природе человека и их не меняющихся отношений друг с другом. Если бы все люди соблюдали все десять заповедей Закона Божьего, то на земле не было бы кровопролитий, голода, насилия, но был бы мир, радость и счастье. Атеисты, скептики и отступники отвергают Закон Божий и борются против него; но последствия всего этого довольно красноречиво говорят о том, что благополучие человека - в повиновении Божественным заповедям.